Удивительное о птицах
Удивительно событие произошло в одном из университетских городков Японии, там люди и вороны выстроились в одну линию перед светофором, ожидая нужного им цвета. Когда цвет светофора изменился на нужный, они стали прыгать перед автомобилями и начали бросать в них грецкие орехи с деревьев, которые росли вдоль дороги. После того, как цвет на светофоре поменялся на зеленый, птицы улетели. Наконец, когда пришло время опять переходить перекресток, вороны снова присоединились к пешеходам и стали собирать все съедобное, что только попадалось им на пути. Если же орехи, которые кидали вороны в автомобили, не попадали в машины, вороны брали орехи и просто кидали их на проезжую часть. Еще, вороны, садились на электрические провода и опускали их непосредственно перед транспортными средствами. Биологи уже определи семейство, в которое входят вороны, грачи, сороки и галки, так как это одни из самых сильных птиц. Эта замечательная часть поведения ворон показывает нам, что вороны все-таки обладают определенным интеллектом. Также, аналогичное поведение ворон было замечено в Калифорнии. Ученые предполагают, что вороны начали сбрасывать орехи на автомобили, так как заметили, что орехи сами начинают падать на машины с деревьев, растущих вдоль дороги. Справедливости ради, нужно отметить, что не только вороны, но и другие птицы, делают аналогичные поступки. В горах Греции можно увидеть орлов, которые несут в своих когтях черепах, а потом бросают их с большой высоты на расположенные ниже камни. Один из отцов греческой трагической драмы. Живший в 525 – 456 годах до нашей эры однажды встретился с прорицателем, которым предсказал, что он умрет тогда, когда дом обрушиться на него. Острожный писатель ушел подальше от любого жилья, он полагал, что таким образом обезопасил себя, но ему не удалось это сделать. Пролетающий орел принял лысину писателя за «дом» и сбросил на него камень, от удара камня он (отец греческой трагической драмы) и скончался. Ученые приводят многочисленные свидетельства, кстати, на протяжении уже многих десятилетий, что дикие животные, включая и диких птиц, обладают интеллектом. Некоторые из нас все еще считают, что мышление человека и его интеллект уникальны, а животные способны только к самым простым умственным процессам. Однако, новое поколение ученых считает, что существа, включая птиц, могут решить ту или иную проблему, как бы «обдумывая ситуацию», а также, птицы учатся на примерах, точно также, как это делают дети. Птицы даже могут говорить, некоторые из птиц показывают удивительные способности к воспроизведению речи и звуков. У одного из видов североамериканской вороны самая лучшая, то есть острая память, эти птицы собирают шишки с 30 000 сосен в течение трех недель в ноябре, потом тщательно прячет их на территории в 200 квадратных миль. На протяжении следующих восьми месяцев эти птицы находят 90 % своих запасов, даже когда они скрыты под толстым слоем снега.
На острове Новая Каледония, расположенном в Тихом океане, вороны демонстрируют создание и использование такого инструмента, которым пользовался человек в период палеолита. Доктор Гавин Хант (Gavin Hunt), новозеландский биолог, провел три года, наблюдая и изучая птиц. В результате своих наблюдений он выявил, что птицы использовали две различные формы крючковатого "инструмента", для того, чтобы доставать личинки, расположенные далеко в глубине ствола. Другие птицы и некоторые приматы, как было замечено, использовали подобного рода предметы, чтобы добраться до зерна. Но, что было самым необычным, так это то, что вороны делали свои собственные инструменты, они использовали свои клювы в качестве ножниц, чтобы из прутьев делать крюки, зазубривая их, «расчесывали» о жесткие кожистые листья. Кроме этого, вороны не выбрасывали свои «инструменты», после того, как воспользовались ними один раз, они их нести от одного места к другому. Сегодня ученые все еще ведут жаркие дебаты по поводу того, обладают ли птицы интеллектом или нет. Дело в том, что использование человеком инструментов считают главным признаком его интеллект. Остается открытым вопрос: это - навык, приобретенный случайно? Когда вороны начали пользоваться инструментом, это было просто ошибкой или это было четко спланированное действие? Неужели ворона стоит на следующей ступени эволюционной лестницы, сразу же после человека? Ведь ворона способна приспосабливаться и эксплуатировать огромный диапазон ресурсов и сред обитания. Ученые из университета в Новой Зеландии сказали, после проведенного исследования, что на сегодняшний день больше вопросов, связанных с интеллектом птиц, и ворон в частности, чем ответов на них. Один из главных вопросов – это унаследовали ли вороны генетическую память или приобрели умения обращаться с «инструментами» в процессе приспосабливания к окружающей среде? Достаточно трудно сказать что-либо об интеллекте ворон, однако можно предположить, что вороны могут быть достаточно умны.
Дятел, зяблик, птицы с Галапагосских островов, также очень хорошо обращаются с « инструментом», эти птицы найдут прут, обрежут его согласно тем размерам, которые им нужны и будут использовать для того, чтобы достать насекомых из коры. Иногда, выживет птица или нет, на прямую зависит от её способности быстро учиться. Например, птицам, которые обнаружили у себя в гнезде яйцо кукушки нужно решить: оставить это яйцо у себя, выбросить странное яйцо или бросить гнездо, для того, чтобы начать все заново. В Японии кукушки зачастую оставляют свои яйца в гнездах сорок, появившиеся птенцы кукушки выгоняли из гнезд птенцов сорок, в результате этого, численность достаточно сильно сократилась. Спустя десять лет, сороки начали сопротивляться такому положению вещей, они стали учиться обнаруживать "иностранные" яйца, в результате этого, всего за четыре года, количество выброшенных яиц кукушки увеличилось в четыре раза. Скорость, с которой сороки изменили свое поведение, просто поразила биологов.
Другим признаком интеллекта является то, что человек, в отличие от животных (во всяком случае, такой точки зрения придерживались довольно-таки долго), способен участвовать и воспринимать сложную цепочку действий и явлений. Согласно исследованию, проведенному профессором из университета в Аризоне Ирэна Пепперберга (Irene Pepperberg), попугаи подражают человеческой речи и звукам не бессмысленно, а осознанно. Он изучал серого африканского попугая, которого звали Алекс, относящийся к породе Ара, в результате, профессором был сделан вывод, что попугай обладает интеллектом 3 – 4-летнего ребенка. Под руководством профессора Ирэна Пепперберга (Irene Pepperberg), был создан словарный запас у попугая, состоящий из более чем ста слов. Попугай мог сказать слова, характеризующие различные цвета и формы, кроме того, что совсем немаловажно, попугай использовал эти слова совершенно осознано и правильно, то есть в необходимом контексте. Попугай знал название более чем тридцати пяти различных объектов, он знал, когда, в каких случаях, необходимо использовать слово «нет», также, попугай мой говорить простые фразы, такие как «иди сюда», «я хочу …», «я хочу идти …». Способность птиц понимать или говорить, а также распознавать язык других птиц, может быть очень важной и ценной. В Новой Зеландии живут птицы, очень похожие на наших скворцов, так вот, они живут на одной и той же территории в течение многих лет. Они знают свой птичий язык, все его «диалекты», так как эта информация передавалась из поколения в поколение. Так как расширить территорию обитания этим птицам достаточно проблематично, то молодые мужские особи всегда наблюдают за птицами женского пола, на территорию которых они могут претендовать. Когда они летают по лесу, эти птицы изучают различные разновидности пения, точно также как мы бы изучали новый язык или диалект, присущий тому или иному региону. Как только погибает самец, которому принадлежала та или иная территория, к самке подлетает в течение 10 минут новый ухажер. Он сразу же начинает петь свои трели на диалекте той территории, где находится.
Во время недавних экспериментов, проведенных в одном из университетов Великобритании голубь смог идентифицировать тонкие различия между абстрактными проектами, которые даже студенты отделения гуманитарных наук не замечали. Голубь даже мог отличить картины Пикассо от Моне. Этот эксперимент показывает, что голуби могут запоминать понятия или идеи. Для голубей визуальное понятие – это живопись Пикассо. Создается такое ощущение, что голуби балуются "интеллектуальной" игрой. Например, новозеландский попугай был запечатлен в тот момент, когда он разрывал дворники на ветровом стекле автомобилей.
Далее в разделе: